Мотоциклы: экскурс в историю

Мотоциклы: экскурс в историю
Как принято считать, первым мотоциклом на планете стал модернизированный деревянный велосипед конструкции инженера из Германии Готлиба Даймлера. Он имел ременную передачу, рабочий объем двигателя составлял 264 кубических сантиметра. Мощность при этом была равна всего 0,5 л.с., зато скорость развивалась по тем временам достаточно приличная – целых 12 км.ч. Но настоящим прообразом современного байка, несомненно, можно считать мотовелосипед. Небывалый бум популярности этого изделия, пришелся на начало двадцатого века. В 1902 году, фирма Bosch представила потребителям революционные запчасти – свечи зажигания.
Вскоре мотоциклы примерили камуфляж… Разразилась Первая Мировая война. Заводами поставлялись для фронта мотоциклы, на которых штатным вооружением являлся пулемет. Также их использовали для разведки и прочих нужд.
К тридцатым годам мотоциклы было решено разделить на три класса в зависимости от рабочего объема двигателя: тяжелые, средние, легкие. Соответственно: от 500, 300-500 и до 300 сантиметров кубических.
В Советском Союзе мотоцикл собственной постройки был создан лишь в 1924 году. Первенца назвали гордым именем «Союз». Правда, дальше одного экземпляра дело не пошло. Потом были детища Ижстальзавода, созданные по мотивам германского мотопрома: «Иж-1», «Иж-2», «Иж-3», «Иж-4», «Иж-5». Они тоже в серию не пошли.
В Азии, первооткрывателями двухколесной техники стали, естественно, японцы. Первым серийным мотоциклом стал «Асахи», выпущенный в 1908 году.
Двигатели в то время имели один, реже – два цилиндра. Например, в Англии преобладали четырехтактные «движки», трехступенчатые к.п.п. и цепная передача. Зажигание производилось от магнето.
Но вернемся к отечественным моделям. Промышленность СССР первый серийный мотоцикл выпустила в 1930-х годах, копировав его с вполне удачного немецкого «DKW». Затем, в 1938 году мир увидел «Иж-12», который оснащался четырехтактным мотором на 350 сантиметров кубических. Из тяжелых наладили производство «ПМЗ-А-750» и «ТИЗ-АМ-600». Они отличались достаточно высоким качеством сборки.
Впоследствии мировая мотопромышленность снова вынуждена была переключиться на выпуск военной продукции. В годы Второй Мировой войны, наибольшее внимание армейским мотоциклам уделяли в Германии и США. Немецкие дивизии получали отличные машины тяжелого класса, такие как «BMW» и «Zundapp». Их отличала высокая надежность и неприхотливость в эксплуатации. Искреннюю любовь и доверие, заслужила у наших бойцов американская лендлизовская техника – всем известные «Харлеи» и «Индианы». Также были широко задействованы советские «М-72» – тяжелые армейские мотоциклы, созданные на основе «BMW R71». Не брезговали красноармейцы и вражескими трофеями.
После войны страна остро нуждалась в недорогом и массовом средстве передвижения. Производство мототранспорта выросло в десять раз. В Советском Союзе к отечественным «Иж», «К-750», «Ковровец», «ММВЗ» присоединились чешская «Ява» и венгерская «Панония».
К сожалению, сейчас, на постсоветском пространстве «двухколесных коней» если и выпускают, то лишь ограниченными партиями. А жаль…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *